Ваши вопросы и рекомендации Вход Регистрация
Главная Новости НПА Органы власти О портале
Поиск:


Добросовестная конкурентная среда

При ведении бизнеса должны соблюдаться  следующие  требования Закона Кыргызской Республики «О конкуренции»:

                                                 

статья 6. Злоупотребление доминирующим положением

Запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение (если хозяйствующий субъект занимает на товарном рынке долю свыше 35%), которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:

1) создание препятствий доступу на рынок других хозяйствующих субъектов;

2) изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание и (или) поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

3) навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);

4) включение в договор дискриминирующих или привилегированных условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

5) навязывание контрагенту (потребителю) условий, обязывающих заключить договор только с определенным производителем или покупателем;

6) согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент или потребитель не заинтересован;

7) нарушение порядка ценообразования, в том числе установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;

8) экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено нормативными правовыми актами Кыргызской Республики или судебными актами;

9) необоснованный отказ от выполнения условий договора, не связанный с форс-мажорными обстоятельствами;

10) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены нормативными правовыми актами Кыргызской Республики или судебными актами;

11) сговор в целях ограничения конкуренции, доказательством которого может служить экономический анализ ситуации;

12) создание дискриминационных или исключительных условий;

13) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено законодательством Кыргызской Республики.

Статья 7. Антиконкурентные соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию

1. Запрещаются и признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме антиконкурентные соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, конкурирующих хозяйствующих субъектов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные:

1) на установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) на повышение, понижение или поддержание цен на одном уровне на рынке;

3) на раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров, по видам предоставляемых услуг либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) на ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

5) на согласование объемов производства с целью искусственного изменения объема предложений;

6) на необоснованный отказ от заключения договора с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);

7) на установление ценовой дискриминации;

8) на искусственное повышение (понижение) цен на товары, приводящее к ограничению конкуренции;

9) на необоснованное сокращение или прекращение поставки товаров по необъективным причинам;

10) на установление типовых условий договоров, которые ставят потребителей в невыгодное положение либо ограничивают свободу выбора товаров и хозяйствующих субъектов, производящих эти товары, или предусматривают положения, не относящиеся к предмету договора;

11) на представление отдельным хозяйствующим субъектам возможности приобретения значительной доли товара в условиях ограниченного предложения.

2. Запрещаются и признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме антиконкурентные соглашения (согласованные действия) неконкурирующих хозяйствующих субъектов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия):

1) навязывающие условия, не выгодные для контрагента;

2) исключительные, обуславливающие приобретение какого-либо товара только у данного продавца, но не у его конкурентов;

3) ограничивающие территорию или круг покупателей;

4) устанавливающие ценовые ограничения на перепродажу товаров, приобретенных у него покупателем;

5) запрещающие реализацию товаров, производимых конкурентами.

3. В исключительных случаях антиконкурентные соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, указанные в пунктах 1 и 2 части 2 настоящий статьи, могут быть признаны антимонопольным органом правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект превышает негативные последствия от соглашений (согласованных действий), а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса, либо повышение конкурентоспособности товаров на мировом рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

4. При этом, антимонопольным органом в установленном порядке предусматриваются обязательные условия для обеспечения конкуренции, которые должны содержаться в антиконкурентных соглашениях (согласованных действиях).

Статья 8. Недобросовестная конкуренция

1. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) самовольное копирование товара другого хозяйствующего субъекта, а также формы его упаковки и внешнего оформления, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей обусловлено исключительно их техническим применением;

2) прямое воссоздание продукции другого хозяйствующего субъекта путем нарушения его патентного права;

3) незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, фирменного наименования, способное привести к смешению с деятельностью другого хозяйствующего субъекта;

4) распространение ложных и искаженных сведений о деловом авторитете и финансовом состоянии другого хозяйствующего субъекта, способных причинить убытки либо нанести ущерб его деловой репутации;

5) изготовление, продажа и иное введение продукции другого хозяйствующего субъекта на рынок путем нарушения его прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг (неправомерное использование);

6) разглашение в искаженном виде данных о научно-технических и производственных возможностях конкурента;

7) преднамеренное нарушение, срыв и прекращение незаконными средствами деловых отношений конкурента;

8) оказание воздействия незаконными средствами на работников конкурента с целью склонения их к невыполнению своих служебных обязанностей;

9) незаконное получение, использование и разглашение сведений о научно-технической, производственной или торговой деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе его коммерческой тайны;

10) соглашения (согласованные действия), ограничивающие конкуренцию;

11) оказание воздействия незаконными средствами на принятие и исполнение хозяйственных решений конкурента с целью получения необоснованного превосходства над ним;

12) необоснованные призывы (обращения) к другим субъектам рынка с целью расторжения деловых связей конкурента или воспрепятствования установлению таких связей;

13) распространение любых сведений, которые могут ввести потребителей в заблуждение относительно происхождения, способа изготовления, пригодности к использованию, качества и других свойств товара хозяйствующего субъекта, личности предпринимателя или характеристики его хозяйственной деятельности;

14) снабжение товара несоответствующим отличительным знаком с целью введения потребителя в заблуждение относительно потребительских и других важных свойств товара;

15) сокрытие несоответствия товара своему назначению или предъявляемым к нему требованиям;

16) преднамеренное осуществление массовой продажи определенного вида товара на соответствующем рынке с целью манипулирования ценами, в случаях, когда это направлено на ограничение конкуренции или затрагивает интересы потребителей.

2. Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг.

3. Порядок рассмотрения дел в отношении проявления недобросовестной конкуренции хозяйствующими субъектами и принятия решения устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

Статья 9. Акты и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение либо устранение конкуренции

1. Государственным органам и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятные условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты и (или) действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов хозяйствующих субъектов и (или) физических лиц, в том числе:

1) введение запретов или ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе торговой и (или) закупочной или производства отдельных видов товаров, за исключением случаев, предусмотренных законами Кыргызской Республики;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;

3) наделение хозяйствующих субъектов полномочиями, приводящими к ограничению конкуренции;

4) установление необоснованных запретов или ограничений на передвижение продукции между регионами Кыргызской Республики;

5) создание хозяйствующих субъектов, обуславливающее приобретение ими доминирующего положения на рынке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;

6) необоснованное предоставление отдельным хозяйствующим субъектам льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам одного и того же рынка;

7) установление необоснованных ограничений на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов;

8) дача указаний хозяйствующему субъекту о приоритетном заключении договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей, за исключением случаев, установленных законодательством Кыргызской Республики;

9) препятствование формированию параллельных структур по распределению, заготовке и сбыту товаров;

10) установление необоснованных барьеров перед разработкой новой продукции и технологий, если это противоречит законодательству Кыргызской Республики;

11) установление иных привилегированных или дискриминирующих условий для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие условия ограничивают конкуренцию.

2. Запрещаются и признаются недействительными антимонопольным органом соглашения государственного органа с другим государственным органом либо с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь существенное ограничение конкуренции.

3. Запрещается наделение государственных органов и органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых имеет (может иметь) своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также образование государственными органами и органами местного самоуправления структурных подразделений и хозяйствующих субъектов с целью монополизации оказания услуг, производства и (или) реализации товаров.

4. Запрещается совмещение функций государственных органов и органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законами Кыргызской Республики.

5. Правительство Кыргызской Республики имеет право вводить государственное регулирование розничных цен на социально значимые товары в целях защиты прав потребителей и развития конкуренции на срок не более чем 90 календарных дней.

Государственное регулирование розничных цен вводится при условии роста цен на 20 и более процентов в течение месяца.

Перечень социально значимых товаров и порядок государственного регулирования цен устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 10. Антимонопольные требования к закупкам товаров

1. При проведении закупок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами закупок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику закупок или нескольким участникам закупок преимущественных условий участия в закупках, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено законом Кыргызской Республики;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей закупок;

4) участие организаторов закупок или заказчиков и (или) работников организаторов закупок или работников заказчиков в закупках.

2. Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении закупок, если организаторами или заказчиками закупок являются государственные органы, органы местного самоуправления, а также при проведении закупок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное законами Кыргызской Республики ограничение доступа к участию в закупках.

3. Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками закупок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, выполнение, оказание которых являются предметом закупок.

4. Нарушение норм, установленных настоящей статьей, является основанием для признания антимонопольным органом соответствующих закупок и заключенных по результатам таких закупок сделок недействительными в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 11. Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией хозяйствующих субъектов

1. В целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и ограничения конкуренции антимонопольным органом осуществляется государственный контроль в следующих случаях:

1) реорганизация (слияние, присоединение, преобразование) хозяйствующих субъектов (их объединений), если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение;

2) ликвидация субъектов естественных и разрешенных монополий;

3) слияние, присоединение и ликвидация государственных и муниципальных предприятий, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение.

2. Хозяйствующим субъектам, принимающим решения о реорганизации, ликвидации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, необходимо получить согласие антимонопольного органа.

Хозяйствующие субъекты при реорганизации, ликвидации в обязательном порядке предоставляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на реорганизацию, ликвидацию хозяйствующих субъектов и перечень документов в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Антимонопольный орган не позднее 10 календарных дней со дня получения всех необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о своем решении.

3. Антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения соответствующей организации, и, как следствие, - к ограничению конкуренции, либо в случае предоставления недостоверной информации в процессе согласования.

4. В случаях реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, государственная регистрация (перерегистрация) их осуществляется регистрирующим органом только с предварительного согласия антимонопольного органа.

Государственная регистрация хозяйствующих субъектов и их объединений, функционирующих в нарушение настоящей статьи, признается недействительной в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 12. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале хозяйствующих субъектов и иных случаях

1. Приобретение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, акций, паев, долей участия в уставном капитале другого хозяйствующего субъекта, работающего на рынок того же товара, а также покупка любым юридическим лицом или гражданином контрольного пакета акций, паев, долей участия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа.

Для целей настоящей статьи под контрольным пакетом акций, паев, долей участия понимается такое их количество, которое обеспечивает более 50 процентов прямо или косвенно голосов при принятии решений на общем собрании акционеров, учредителей, пайщиков.

2. Для совершения сделок, указанных в части 1 настоящей статьи, уполномоченные лица представляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на их совершение и информацию в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Кыргызской Республики.

3. Ходатайство может быть отклонено, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) и, как следствие, - к ограничению конкуренции, либо представлена недостоверная информация, имеющая значение для принятия решения.

4. Сделки, совершенные в нарушение порядка, установленного настоящей статьей, приводящие к возникновению или усилению доминирующего положения и, как следствие, - ограничению конкуренции, признаются недействительными в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 13. Принудительное разделение (выделение) хозяйствующих субъектов

1. В случае систематического осуществления монополистической деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, антимонопольный орган вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

2. Решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующих субъектов принимается при наличии одного или нескольких следующих условий:

1) ведет к развитию конкуренции на рынке;

2) существует возможность обособления структурных подразделений организации;

3) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений организации;

4) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

3. Решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующих субъектов подлежит исполнению собственником или уполномоченным на это лицом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем три месяца.

См.:

постановление Правительства КР от 11 июня 2012 года N 391 "Об утверждении Правил о принудительном разделении (выделении) хозяйствующих субъектов"

Статья 14. Права сотрудников антимонопольного органа на получение информации

Сотрудники антимонопольного органа при рассмотрении заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией и проведением анализа состояния конкуренции, в соответствии с возложенными на них полномочиями, при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) антимонопольного органа, имеют право на беспрепятственный доступ в государственные органы, органы местного самоуправления, организации и учреждения, хозяйствующие субъекты и их объединения независимо от организационно-правовой формы и формы собственности для получения необходимых документов и информации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 15. Обязанности по представлению информации антимонопольному органу

Для выполнения возложенных на антимонопольный орган задач и функций органы статистики, юстиции, таможенные органы и другие государственные органы, осуществляющие регулирование (надзор) деятельности хозяйствующих субъектов и регистрирующие их отношения, архивные органы, органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности по запросу антимонопольного органа представляют необходимые документы и информацию, в том числе в разрезе хозяйствующих субъектов.

Статья 16. Возмещение убытков

1. В случае, если принятым в нарушение антимонопольного законодательства актом государственного органа и органа местного самоуправления, в том числе антимонопольного органа, либо неисполнением или ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей причинены убытки хозяйствующему субъекту или иному лицу, эти убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.

2. В случае нарушения антимонопольного законодательства государственные органы и органы местного самоуправления (их должностные лица), хозяйствующие субъекты (их руководители) обязаны в соответствии с решением антимонопольного органа прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, расторгнуть (заключить) договор или внести в него изменения, отменить акт, противоречащий законодательству Кыргызской Республики, перечислить в республиканский бюджет доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием.

3. Если действиями (бездействием) хозяйствующего субъекта, нарушающего антимонопольное законодательство, причинены убытки другому хозяйствующему субъекту либо иному лицу, эти убытки подлежат возмещению причинившим их хозяйствующим субъектом в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.

Статья 17. Меры ответственности

Лица, виновные в нарушении антимонопольного законодательства, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Статья 18. Основания для рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства антимонопольным органом

1. Антимонопольный орган рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства по собственной инициативе, на основании сообщений средств массовой информации и иных имеющихся в его распоряжении материалов, свидетельствующих о нарушении настоящего Закона.

2. Заявления подаются в антимонопольный орган в письменной форме, с приложением документов о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

3. Порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и проведения расследования устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

См.:

постановление Правительства КР от 2 июня 2012 года N 362 "Об утверждении Порядка рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства в области недобросовестной конкуренции";

постановление Правительства КР от 2 июня 2012 года N 365 "Об утверждении Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства Кыргызской Республики"

Статья 19. Исполнение предписаний и других решений антимонопольного органа

Решение (предписание) антимонопольного органа подлежит исполнению в полном объеме и в установленные решением (предписанием) сроки. Неисполнение в срок или не в полном объеме указанного решения (предписания) влечет за собой последствия, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Статья 20. Право обжалования решений антимонопольного органа

Государственные органы, хозяйствующие субъекты и их должностные лица вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений (предписаний) антимонопольного органа.

 

        Также соблюдаться следующие статьи Закона Кыргызской Республики «О рекламе»:

 

Статья 5. Общие требования к рекламе

1. Реклама независимо от форм, средств и способов распространения непосредственно в момент ее представления как рекламы должна быть распознаваема без специальных знаний, подготовки и технических средств.

2. Информационный, авторский или редакционный материал, целенаправленно обращающий внимание потребителей на товар либо на его изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним, а также содержащий выходные данные (реквизиты) указанных лиц, считается рекламой и должен быть помещен под рубрикой "реклама" либо содержать соответствующее сообщение (в частности, "на правах рекламы").

Соответствующее сообщение должно занимать не менее 5 процентов от используемой рекламной площади.

3. Реклама на территории Кыргызской Республики распространяется на государственном и официальном языках и по усмотрению рекламодателей дополнительно на языках народностей, проживающих в Кыргызской Республике.

Зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки (знаки обслуживания), слоговые литеры в типографском наборе (логотипы) могут приводиться на языке оригинала.

4. Реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, не допускаются.

Если деятельность рекламодателей подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию.

5. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой "подлежит обязательной сертификации".

6. Использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

7. Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии и опасным действиям, создающим угрозу их жизни и здоровью, а также призывающим к беспорядку и панике.

8. Реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим законодательство Кыргызской Республики.

9. Запрещается несанкционированная рассылка рекламы (спам) по Интернету, мобильным телефонам и факсам.

10. Запрещается реклама в дни траура.

Статья 6. Недобросовестная реклама

Реклама считается недобросовестной, если:

- дискредитирует физических и (или) юридических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами;

- содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других физических и юридических лиц, а также содержит высказывания, образы, ложные, неточные сведения или представленные в ложном свете точные сведения, способные нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта;

- вводит или может ввести потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком их опыта, а также в случае отсутствия в рекламе существенной информации.

Недобросовестная реклама не допускается.

Статья 7. Недостоверная реклама

Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения:

- о характеристике товара - его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, условиях применения, наличии сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, а также о количестве и месте происхождения;

- о наличии товара на рынке, возможности его приобретения в определенном объеме, периоде времени и месте;

- о стоимости (цене) товара на момент распространения рекламы;

- о дополнительных условиях оплаты;

- о доставке, обмене, возврате, ремонте и обслуживании товара;

- о гарантийных обязательствах, сроках службы, годности;

- об исключительных правах на продукцию интеллектуальной деятельности и приравненных к ней средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг;

- о правах на использование государственных символов (флаг, герб, гимн), а также символов международных организаций;

- об официальном признании, получении медалей, призов, дипломов и иных наград;

- о предоставлении информации о способах приобретения полной серии товара, если товар является частью серии;

- о результатах исследований и испытаний, научных терминах, цитатах из технических, научных и иных публикаций;

- о статистических данных, которые не должны представляться в преувеличивающем их обоснованность виде;

- о ссылках на какие-либо рекомендации либо на одобрение физических и юридических лиц, в том числе на устаревшие;

- об использовании терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный" и т.п., если их невозможно подтвердить документально;

- о сравнениях с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных физических и юридических лиц;

- о ссылках на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров;

- о фактическом размере спроса на товар;

- о самом рекламодателе.

Недостоверная реклама не допускается.

Статья 8. Неэтичная реклама

1. Неэтичной является реклама, которая содержит текстовую, зрительную или звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы нравственности, гуманности, этики и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений граждан, а также порочит:

- объекты искусства, составляющие мировое и национальное достояние культуры;

- государственные символы (флаг, герб, гимн), национальную валюту Кыргызской Республики или иного государства;

- какое-либо физическое или юридическое лицо, какие-либо деятельность, профессию, товар.

Неэтичная реклама не допускается.

2. Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве или распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться в суд в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики, требовать от рекламодателя опровержения той рекламы тем же способом, каким она была распространена.

Статья 9. Заведомо ложная реклама

Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.

Заведомо ложная реклама не допускается.

Статья 10. Скрытая реклама

Не допускаются в средствах массовой информации использование и распространение иных способов скрытой рекламы, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи), которая неосознанно оказывает воздействие на потребителя.

Статья 11. Особенности рекламы в радио- и телепрограммах

1. В радио- и телепрограммах не допускается прерывать рекламой:

- детские и религиозные передачи;

- образовательные передачи более чем один раз в течение 15 минут на период, не превышающий 45 секунд;

- радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей;

- передачи, транслируемые в прямом эфире, перечень которых установлен законодательством Кыргызской Республики;

- передачи, продолжительность трансляции которых составляет менее 15 минут;

- передачи, продолжительность трансляции которых составляет от 15 до 60 минут, более чем два раза.

При трансляции рекламы уровень звука рекламы не должен быть громче звука транслируемой программы.

2. При использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом "бегущей строки", ее размер не должен превышать семи процентов площади кадра.

3. Распространение рекламы одного и того же товара, а равно распространение рекламы о самом рекламодателе не должны осуществляться более чем два раза общей продолжительностью не более чем две минуты в течение часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания.

4. В радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, в течение суток реклама не должна превышать 25 процентов объема вещания.

5. Рекламы в теле- и радиопередачах и других средствах массовой информации размещаются на государственном и официальном языках.

Статья 12. Особенности рекламы в периодических печатных изданиях

В периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщени

Карта сайта Данный информационный портал создан при поддержке совместного проекта Европейского Союза и ПРООН «Продвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости». Содержание портала является предметом ответственности авторов и может не отражать точку зрения Европейского Союза и ПРООН.